Биография светильника

Путь развития светильников — от примитивных лучинных и масляных свечных лампад, ламп на керосине и фонарей на газу, до современных электрических приборов. Их биография — это изменение представлений о назначении предмета, освоение новых светотехнических материалов, открытие новых источников света.


Самые первые светильники, найденные археологами на стоянках мадленской эпохи палеолита, были выдолблены из камня. Греки и римляне использовали уже модели с закрытыми резервуарами, имеющими два отверстия для наливания жира и фитиля, а в качестве светотехнических материалов предпочитали глину и бронзу. Наши предки славяне вырезали подставки для лучинных «светцов» из дерева.
С XVII— XVIII веков фаворитом становится стекло. Со временем на смену ему приходят изделия из матированного, молочного и опалового стекла, которые позволяют изменить мощность излучения источника света, с декоративными элементами, выполненными из керамики, бронзы, металла. Последнее поколение материалов – световолокно (свет проходит по тонкому металлическому стержню), лавсановая пленка, металлизированная пластмасса, обладая высокими техническими показателями, позволяет добиться большей пластики форм светильников.
Конечно, огромное влияние на развитие формы осветительных приборов оказало изобретение новых источников света и прежде всего — электричества. Новые светильники по конструкции многое переняли от своих предшественников — первые настольные электрические лампы, например, можно сравнить с появившимися в XIX веке керосиновыми, исполненными в виде вазы, с куполообразным абажуром или с боковой стойкой, на которой неподвижно укреплен источник света.
Необходимость защиты глаз от прямого контакта с лампой накаливания, обладающей значительно большей яркостью, потребовала усиления внимания к абажурам, которые в свечных и керосиновых моделях не охватывали источник света, а только направляли часть светового потока вниз. Произошедшие изменения можно проследить на примере люстр. Они стали более облегченными, массивный лучезарный убор из хрусталя заменили ажурными подвесками из стекляруса, а иногда использовали и матовые плафоны.
Светильники постоянно меняли свой облик. Смена художественных направлений в прикладном искусстве неизбежно сказывалась на их оформлении. Так появились типы приборов, представляющие разные эпохи, но прекрасно уживающиеся в современном интерьере.
Вот, например, хрустальная люстра в ее классическом варианте. Являясь в разное время неотъемлемой частью дворцового интерьера, дворянского особняка или храмового сооружения, она несла в себе идею парадности, торжественности. Колеблющийся свет пламени свечей, отраженный в зеркалах блеск алмазного гранения подвесок, мягкое мерцание позолоты как нельзя лучше подходили бальным залам пушкинской поры, где «бренчали кавалергарда шпоры, летали ножки милых дам».
Или взять, к примеру, бронзовый канделябр в стиле ампир — отголосок «бронзового бума» конца XVIII — начат XIX веков. Тогда мастер-бронзовщик был главным, а иногда и единственным художником, создававшим осветительную арматуру. Подобные изделия мог приобрести далеко не каждый, а потому появились деревянные резные модели, позолоченные, как и бронза, в 3 колера — красноватый, желтоватый и зеленоватый, приобретавшие при этом особую оригинальность и уникальность, так как они не подававшись такому многократному повторению, как светильники из настоящего металла.
Люстра в стиле модерн — это не только другая эпоха, но и по существу иной тип осветительного прибора. Новые источники света, материалы, новое понимание пространства, отношение к миру, наконец, сделали популярными полузатенённые уютные лампы-фонари, металлические и стеклянные матовые плафоны, подвесы из бисера. Появляются квадратные и треугольные светильники с цилиндрическими подвесами из цветного и бесцветного стекла, в декоре встречаются скульптурные элементы.
Конец XX века, светильники в стиле хай-тек. Это застывшие в полете бумажные спирали и тканевые паруса, стеклянные нечто и металлические конструкции с несколькими разноцветными прожекторами — метафоры, рождающиеся в попытках дизайнеров осмыслить окружающий мир. Подобные изделия требуют соответствующего интерьера, и владельца с совершенно особенными представлениями о красоте и уюте своего дома.