/** **/ Световые приборы – неотъемлемая часть интерьера | Классика света

Световые приборы – неотъемлемая часть интерьера

Представьте себя на месте злополучного новосела, который запланировал повесить в комнате керамическую люстру с пятью рожками вверх. А ему дарят – с тремя, вниз и с абажуром. Другой гость преподносит экстравагантные бра с витыми рожками и плафонами-шарами. Вот тут и начинается неразбериха.

Хорошо еще, если подаренные люстры, торшеры и всякое другое, что не вписывается в концепцию вашей квартиры, пылится по углам. Поверьте, гораздо хуже, если стремясь найти всему в доме место, вы изуродуете интерьер электрическими приборами, каждый из которых в отдельности, возможно, представляет чуть ли не произведение искусства.

Световые приборы, как и все предметы интерьера, нельзя покупать бездумно. Не случайно «Частная Архитектура» каждым своим выпуском утверждает: доверьтесь специалистам, ибо время «самоделкиных» проходит. Особенно это касается роли освещения в оформлении пространства.

Задолго до того, как появилось электричество, свет уже стал неотъемлемой частью архитектуры. От самого простейшего — проемов в стене (исторических предков наших окон) — до мировой легенды — Парфенона.

Древние архитекторы активно использовали естественное освещение при сооружении культовых зданий. Давая возможность солнечным лучам падать сверху и оставляя внизу полумрак, они добивались необходимого эффекта. Освещенная таким образом статуя Зевса в Парфеноне полна значения и величия.

Именно культовые здания изначально требовали от проектировщиков умения использовать те преимущества, которые дает свет. Освещение сверху вниз в соборах эпохи Возрождения вытягивало пространство, направляло стремление души вверх, давало ощущение полета, то есть было хорошим помощником служителям Бога.

Естественный свет постепенно заменялся искусственным. Свечи и факелы напоминают период Средневековья, когда в огромных замках даже тысячи свечей не могли целиком осветить залы, а в нищих хижинах огарок свечи был единственным источником света в убогом интерьере. И свечи, и факелы — это направленный вверх свет, который дает слабое освещение, оставляя вокруг полумрак и неясность контуров предметов.

Развитие науки и появление «лампочки Ильича» (лампы накаливания) увеличило возможности игры со светом, различных вариаций. Архитекторы говорят «работать со светом», и эта серьезность подхода совершенно оправдана.

Сегодня активно используют возможности света в церквях, общественных помещениях, выставочных, демонстрационных залах. Реже в офисах. Еще реже в жилых помещениях.

Знание технических приемов похоже на мощное оружие, которое в руках мастера служит благим целям. А именно с целей и задач начинается формирование любого интерьера. В парадном зале свет, льющийся отовсюду, переливающийся в хрусталиках люстр, не только дает возможность видеть друг друга и окружающие предметы, но и создает торжественное, праздничное настроение.

Другая задача у света в церкви, вы ощущаете могущество и величие Всевышнего, чувствуете себя мелкой песчинкой в мире. И это все свет. Он оживляет лики святых, он помогает увидеть то, что вы хотите увидеть там.

Задачи света в выставочных павильонах касаются больше восприятия экспонатов. Различного рода подсветки, направленные лучи, отраженный свет. Все это часто сочетается с общим рассеянным освещением. В подобных залах активно используется галогеновый свет, который не искажает цвета и оттенки живописи картин или иных экспонатов.

Умелая организация света может заставить видеть только то, что хотят показать, или скрыть недостатки помещения.Возможности освещения все же не заслоняют первейшую причину его использования — функциональность. Больше всего внимания этому уделяется при оборудовании офисных помещений и рабочих мест. Здесь все должно четко следовать правилам эргономики и рекомендациям врачей.

Необходимость общего яркого, использование скрытого освещения, направленных фонариков «spot-line» или местного освещения, светильников и ламп с рассеянным, направленным, точечным освещением регламентируются видом деятельности каждого конкретного работника и концепцией интерьера. В офисных помещениях наблюдается тенденция замены люстр на галогеновые светильники, вмонтированные в потолок, потому что от них гораздо больше света при меньшем расходе электроэнергии.

Интересно сочетание в помещении естественного и искусственного освещения. Стремление к увеличению количества света может привести к использованию алюминиевых конструкций по типу «зимний сад» или окон VELUX в мансарде.

Казалось бы, что нового можно придумать в освещении жилого интерьера? Может быть придумывать ничего и не надо. Прежде всего помните, что правильно организованное или спроектированное освещение, хорошо подобранные освети-тельные приборы — это залог вашего хорошего настроения. Не стремитесь обязательно заполучить весь стандартный набор «электрики». Ведь может так случиться, что без люстры гостиная с невысоким потолком будет казаться уютней.

В жилом интерьере очень важна вариативность света. Верхний свет, настенные, настольные светильники, ночники, бра, скрытое освещение, наконец, должны создавать возможность менять направление, яркость, местоположение источника света ради сиюминутного желания, ради создания настроения.

Свет в жилом интерьере индивидуален и всецело зависит от образа жизни хозяев и их пристрастий. Кто-то не выносит открытый свет, а потому предпочитает матовые плафоны или абажур. Кому-то нравится тонированное освещение. Практически никто не использует дома галогеновые светильники, не столько из-за их дизайна, сколько из-за особенностей такого света. В домашнем интерьере предпочтительнее мягкий свет ламп накаливания. В домашних условиях можно использовать и различного рода вспомогательное освещение для картин или так называемые «fibre optique» (оптиковолокно) для украшения фонтанов.

Возможности света разнообразны. Он может передавать настроение, заставить улыбаться или грустить. Он утомляет и расслабляет, усыпляет и будит. Последние исследования ученых доказывают сильное влияние искусственного освещения на человеческий организм. Результат этого влияния — перемещение пика сонливости с полуночи к четырем-пяти часам утра. И, чтобы вам не перепутать вскорости день с ночью, помните о важной роли освещения в вашем доме, квартире и на рабочем месте.

Если организацию света и выбор светового оборудования вы доверите профессионалам, значит свет в вашем доме займет свое достойное место.