/** **/ Дорошевицкая усадьба: взгляд изнутри | Классика света
усадьба изнутри

Дорошевицкая усадьба: взгляд изнутри

Входные огромные двери украшали головы львов, выполненные из кованой бронзы. Внутри дом имел двухрядную анфиладную планировку. Фронтальная часть предназначалась под жилье, а парковая — под парадные апартаменты. Вестибюль был разделен на три небольшие помещения: среднее отводилось под одноярусную лестницу, которая поднималась на второй этаж, правое без конкретного назначения, а идентичное левое являлось репрезентативным холлом.

Отсюда двери вели в огромную залу на всю ширину здания, три окна которой выходили на обе стороны дома. Оформленная по низу деревянными панелями, а сверху обитая обоями с растительным орнаментом красного цвета она получила название «красной». Ее украшал наборный паркет с рисунком большой звезды, окруженный цветочными гирляндами. С розетки софитов свисала хрустальная-бронзовая люстра, боковое освещение обеспечивали бра в том же стиле.

Зал отапливался угловой печью и камином из белого мрамора. Здесь стояла мебель из красного и орехового дерева с позолотой в стилях ампир и бедэрмеер. Интересными элементами интерьера являлись беломраморные колонны с бронзовыми позолоченными канделябрами в виде ребенка, который нес шесть подсвечников. По бокам дальнейших анфиладных дверей висели две люстры в богатых разных золоченых рамах. Декор салона дополняли фамильные портреты кисти Дамеля, Сестренцевича, Ю.Дяконьского и других художников, а также мраморные скульптуры Венеры и Анцинеюса. С «красным» салоном соседствовала огромная столовая, выделенная снаружи ризалитом. Далее по правую сторону размещались три жилые комнаты.

Середину дома за вестибюлем занимал другой большой салон — «голубой», который выходил двумя окнами и был остеклен дверью на террасу под полукруглым портиком. Салон был оклеен серебристыми обоями, имел прекрасный паркет, огромную хрустальную люстру и две угловые кафельные печи. Оборудование салона состояло из люстр на консолях, массивных столов и изготовленных в Минске мягких кресел в стиле Людовика Филиппа, обитых бледно-голубым плюшем. В салоне висели фамильные портреты, пейзажи в голландском стиле, копии картин Караваджо и Мурыльё, картины религиозного содержания. Часть произведений искусства украшал малый салон, который находился в юго-восточном углу дома. Справа от голубого салона располагалась огромная на три окна спальня, затем — кабинет в юго-западном углу дома, который замыкал анфиладу паркового свода помещений. Новое пристроенное крыло имело на первом этаже небольшие сени и просторную прямоугольную залу, предназначенную для библиотеки (5000 томов) и архива, один салон и ряд жилых комнат, гостиных и баню.

усадьба изнутри 01К дому вела длинная аллея, высаженная серебристыми и итальянскими тополями. Место между воротами и портиком дома занимал круглый газон. С восточной стороны от него отходил длительный одноэтажный деревянный флигель, крытый четырехскатной крышей. В нем размещалась кухня, кладовая и жилье дворовых. С западной стороны в 1900 г. был построен второй одноэтажный флигель в одном стиле с домом. Первоначальный простой план флигеля изменился, тпоэтому через несколько лет к его средней части от тыла присоединилось короткое крыло, а к южной стороне остекленная веранда. На главном фасаде флигель имел двухколонное крыльцо с треугольным фронтоном, а на крайних осях отмечены пилястрами псевдоризалиты.

Широкая терраса, расчлененная тропами и цветниками, охватывала пространство между домом и рекой. Парк, заложенный при Иерониме Киеневиче, тянулся западнее дома относительно узкой полосой около одного километра и прерывался у берега Припяти. Небольшая часть парка, объединенная с фруктовым садом, лежала с восточной стороны дома. Здесь, за кронами деревьев скрывалось небольшое заросшее озеро с искусственным островом и поставленной на него беседкой. Главным акцентом парка была продолжительная елочная аллея. Почти на конце посадок, над самой Припятью, стоял деревянный одноэтажный павильон «Бельведер», накрытый остроконечный крышей,обпертым на белые колонны. Отсюда открывался прекрасный вид на реку и сосновый лес на холме. Небольшую территорию занимало фамильное кладбище с часовней, воздвигнутой в середине XIX в. в ретроспективно-готическом стиле.